Skip to main content

Азербайджанский театр Содержание История | Азербайджанский музыкальный театр | Современное положение | Примечания | Источники | Навигацияверсии9 правокверсии9 правокТеатральная энциклопедия. Азербайджанский театрАрхивированоТеатр АзербайджанаНовая интеллигенция <…> должна была пригласить массы войти в историю; и пригласительный билет необходимо было написать на понятном им языкеАрхивированоАзербайджанский театрАрхивированоАзербайджан. КультураБакинский рабочий театрТифлисский азербайджанский театрНациональный день театра отметят в БакуАзербайджанский театрАзербайджанский театр: взгляд в прошлоеВозникновение и развитие театрального искусства

АрхитектураИзобразительное искусствоКовроделиеКостюмСвадьбаКухняЧайная культураЛитератураФольклорМифологияМузыкаРелигияТанцыБалетТеатрТуризмСпортКиноПраздники и памятные дниНовруз


Азербайджанский театр


азерб.азербайджанского народапряткисвадебных обрядахяллыканатоходцевдервишейМухаррамМирзы Фатали Ахундова1023марта1873 годаГасанбек Меликов-Зардаби)Наджафкулибек ВезировВизирь Ленкоранского ханства17 апреляЭкинчиШуше1881 году1894 году1892 годаМ. Ф. Ахундова17 августа1884 года«Мусье Жордан»1890-е годы1892 году1894 годаМусье Жордан, ботаник и дервиш, Мастали-шах, знаменитый колдун1895 году1896 годуА. Ахвердова1904 годуОтеллоУ. ШекспираГ. ВезировНухеГянджеШемахеНахичеваниНаджаф-бекГашим-бек ВезировыНариман НаримановАбдуррагим-бек АхвердиевДжалил МамедкулизадеСулейман Сани Ахундов1888 годуБакуГабиб-беком МахмудбековымС. М. Ганизаде1897Н. В. ГогольИ. С. ТургеневЛ. Н. ТолстойУ. ШекспирШиллерЖ. Б. МольерВолшебница перирусской революции 1905—1907 гг.1908 годуГ. АраблинскийС. РухуллаА. Вели1907Ш. Сами19081907Дж. Мамедкулизаде19161910Г. АраблинскийШ. СамиШиллер1919 годуАзербайджанский государственный театр1920 году1922 году1920 году1923 годуН. В. ГоголюА. С. ПушкинуФ. М. ДостоевскомуЧехову1921 году1925 году1927 году19281930 годах1938 году1922 годуТифлисскогоТифлисский азербайджанский драматический театр имени М. Ф. Ахундова1947 года1928 годуазербайджанский театрЭриваниАрменииШуше19011902 годахБакуЛейли и МеджнунФизулиНавои1908 годаБакуУ. Гаджибековамузыкального театраЗульфугара Гаджибековаопера «Ашик Гариб»«Шах Исмаил»М. МагомаеваМ. М. Кязимовского












Азербайджанский театр




Материал из Википедии — свободной энциклопедии









Перейти к навигации
Перейти к поиску




Сцена из комедии «Аршин мал алан» в Азербайджанском театре оперы и балета. Сезон 1928/29.


Азербайджанский театр (азерб. Azərbaycan teatrı) — театральное искусство азербайджанского народа[1].




Содержание





  • 1 История

    • 1.1 Возникновение национального азербайджанского театра. Конец XIX—нач. XX вв


    • 1.2 Развитие азербайджанского театра в советский период



  • 2 Азербайджанский музыкальный театр


  • 3 Современное положение


  • 4 Примечания


  • 5 Источники




История |


Истоки азербайджанского театрального искусства лежат в древнейших народных празднествах и плясках[1][2].




Народное представление «Кос-коса». Худ. А. Азимзаде, 1930.


Элементы театрального действия присутствуют во многих видах азербайджанского народного творчества — в играх («гизлянпач» — прятки, «кесалдыгач» — игра в поло), игровых песнях («кэпэнэк» — мотылёк, «бэновшэ» — фиалка), в свадебных обрядах («нишан» — обручение, «дуахгапма» — снятие вуали с лица невесты, «той» — свадьба), календарных празднествах («новруз» — наступление весны, «кэв-сэдж» — подготовка к зиме)[3].


К первичным формам театральных представлений относят коллективный мужской танец «яллы», выступления скоморохов, кяндирбазов (канатоходцев), мухрадуздов и мухребазов, представления дервишей, «заклинателей» змей. Важную роль в становлении народного театра Азербайджана сыграли широко известные в народе театрализованные сцены «Коса-коса», «Гаравелли», «Шах Селим», «Кечал пехлеван» («Лысый богатырь»), « Джейран-ханум» («Госпожа Джейран»), «Марал оюну» («Оленья игра»), «Кафтаркос» («Гиена»), «Хан-хан» («Повелитель — судья»), «Тапдыг чобан» («Пастух Тапдыг»), «Тенбель гардаш» («Брат лентяй»). К древним видам театральной культуры Азербайджана относится кукольный театр «Килим-арасы» («Из-за ковра»), представления которого высмеивали уродливые явления быта, социальное неравенство, несправедливость.


В средние века широкое распространение получает религиозно-мистериальный театр. К таким представлениям относится театрализованный обряд «Шабих», который проводился обычно в траурный Мухаррам.



Возникновение национального азербайджанского театра. Конец XIX—нач. XX вв |





Мирза Фатали Ахундов


Национальный азербайджанский театр возник во второй половине XIX века на основе комедий первого азербайджанского драматурга, видного мыслителя и философа Мирзы Фатали Ахундова. Первый профессиональный театральный спектакль на азербайджанском языке был показан 10 (23) марта 1873 года. Инициаторами спектакля были педагог реального училища Гасанбек Меликов-Зардаби) и ученик училища Наджафкулибек Везиров. На сцене Бакинского общественного собрания учащиеся реального училища сыграли спектакль по пьесе М. Ф. Ахундова «Визирь Ленкоранского ханства». 17 апреля 1873 года в том же зале Бакинского общественного собрания был показан второй спектакль — другая комедия М. Ф. Ахундова «Гаджи Кара» («Приключения скряги»)[4]. После первых постановок организация профессионального театра приостановилась, и некоторое время спектаклей в Баку не показывали. Зардаби был занят созданием газеты «Экинчи», а Наджафбек Везиров уехал учиться в Россию. Открытие в Шуше в 1881 году реальной школы, в 1894 году — начальной женской школы, а также открытие музыковедом Харратом Гулу музыкальной школы и привлечение туда молодых певцов вызвало интерес к театру у местной интеллигенции[5]. Так, с 1892 года в Шуше в дни летних каникул молодыми педагогами стали устраиваться любительские спектакли. В первые годы репертуар состоял из произведений М. Ф. Ахундова[6].



Газета «Новое обозрение» 17 августа 1884 года писала:


На днях молодые театралы-любители Шуши в третий раз показали спектакль на родном языке с благотворительными целями. Сначала была поставлена комедия «Мастали-шах», затем — «Гаджи кара», а вчера — «Везирь Ленкоранского ханства». Вскоре собираются сыграть комедию «Мусье Жордан». Все они написаны известным среди кавказских мусульман Мирзой Фатади Ахундовым[7].





Гашим бек Везиров


Рост числа любителей театра привел к появлению молодых драматургов. В 1890-е годы активное участие в любительском кружке молодых педагогов принимает участие преподаватель родного языка в русско-татарской школе в городе Шуше Г. Везиров. В 1892 году наряду с пьесами М. Ф. Ахундова любители ставят пьесу Г. Везирова «Жениться — не воды напиться». Этот спектакль был сорван фанатично настроенными верующими, актерам пришлось бежать через черный ход. Мусульманское духовенство, считавшее литературу и театр непристойным занятием, стало препятствовать проведению спектаклей. Вступившая в борьбу с реакцией, передовая интеллигенция в Шуше организовывала новые спектакли. Летом 1894 года молодыми педагогами с благотворительной целью один за другим были даны три спектакля: «Гаджи Кара», «Мусье Жордан, ботаник и дервиш, Мастали-шах, знаменитый колдун», «Медведь, победитель разбойника»[8]. В 1895 году эти же актеры осуществили, наконец, постановку Г. Везирова «Жениться — не воды напиться». Успех спектакля отмечался в газете «Тарджумен»:


Из Шуши ссобщают, что 27 августа молодежь города с благотворительной целью показала спектакль. Была с успехом сыграна комедия Г. Б. Везирова «Жениться — не воды напиться»; сбор спектакля — 500 рублей был передан в реальную школу. Князь Гасан хан премировал автора комедии серебряной посудой; молодежь же подарила ему дорогую чернильницу[9].





Аббас-Мирза Шарифзаде в роли Отелло.



В 1896 году в Шуше была сыграна новая трагедия А. Ахвердова «Разоренное гнездо». Режиссёром спектакля был сам автор пьесы. В 1904 году любители осуществили постановку «Отелло» У. Шекспира. Переводчиком трагедии и исполнителем роли Отелло был Г. Везиров. В московской газете «Новости дня» об этом спектакле было написано:


Спектакль так сильно подействовал на зрителей, что в сцене смерти Дездемоны они не смогли сдержать слез. Как только закончился спектакль, зрители поспешили приобрести перевод пьесы «Отелло». В антракте зрители горячо приветствовали переводчика пьесы, выразив ему глубокое признание[10].


К концу XIX века спектакли на азербайджанском языке ставились в провинциальных городах — Нухе, Гяндже, Шемахе, Нахичевани и других. Организаторами театральных постановок являлись последователи ахундовской школы драматургии Наджаф-бек и Гашим-бек Везировы, Нариман Нариманов, Абдуррагим-бек Ахвердиев, Джалил Мамедкулизаде, Сулейман Сани Ахундов.




Театральная труппа под руководством Габиб-бека Махмудбекова, 1888 г.


В 1888 году в Баку Габиб-беком Махмудбековым при активном участии С. М. Ганизаде и Н. Нариманова была создана театральная труппа[11]. В 1897 был сформирован первый профессиональный коллектив — «Мусульманская драматическая труппа».
Репертуар азербайджанского дореволюционного театра составлялся из произведений азербайджанских драматургов (М. Ф. Ахундова, Н. и Г. Везировых, Н. Нариманова, А. Ахвердиева, Дж. Мамедкулизаде и др.), а также русских (Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой) и западноевропейских классиков (У. Шекспир, Шиллер, Ж. Б. Мольер). С первых же лет своего возникновения азербайджанский театр стал центром распространения идей просвещения и демократии. В пьесах «Горе Фахреддина», «Из-под дождя, да в ливень» Н. Везирова, «Разорённое гнездо», «Несчастный юноша», «Ага Мухаммед-шах Каджар», «Волшебница пери» («Пери Джаду») А. Ахвердиева, «Невежество» и «Надир-шах» Н. Нариманова разоблачались нравы феодального общества, гнёт и деспотизм помещичье-капиталистического строя, мракобесие и религиозный фанатизм[12].


Под влиянием русской революции 1905—1907 гг. возникают новые театральные труппы, т. н. «товарищества». В нефтедобывающих районах наряду с драматическими кружками создаётся специальная труппа при рабочей газете «Текамюль» под названием «Гамийет» для обслуживания рабочих зрителей. Спектакли труппы давались в салоне «Гранвио» торгового пассажа.





Гусейн Араблинский


В 1908 году при благотворительном обществе «Ниджат» была создана единая драматическая труппа, объединяющая таких профессиональных актеров, как Г. Араблинский, С. Рухулла, А. Вели. Труппа располагала своим помещением, гардеробом, реквизитом. Кроме этого, труппа давала представления в театре Тагиева и в рабочих районах. Значительными событиями в истории азербайджанского театра были спектакли «Ага Мухаммед-шах Каджар» А. Ахвердиева (1907), «Кузнец Гяве» Ш. Сами (1908), «Разбойники» (1907); «Мертвецы» Дж. Мамедкулизаде (1916), «Отелло» (1910), в которых прославился выдающийся актёр и режиссёр Г. Араблинский, искусство которого было проникнуто революционно-романтическим пафосом.


В это время в репертуар азербайджанского театра вошли пьесы «Гавейи ахенгар» (Ш. Сами), «Беженцы» (Шиллер), «Аль-Мансур» (Г. Гейне), «Отелло» (У. Шекспир), «Врач поневоле» (Ж. Б. Мольер), «Ревизор», «Женитьба» (Н. В. Гоголь), «Первый винодел» (Л. Н. Толстой) и др.


В 1919 году был создан Азербайджанский государственный театр[1].



Развитие азербайджанского театра в советский период |


После установления советской власти в Азербайджане все театры были национализированы, а их репертуар стал строго контролироваться властями[13]. Правительство объединило разрозненые труппы, зачислило актеров на государственную службу. Благодаря стабильной финансовой поддержке государства национальный театр получает своё дальнейшее развитие. В 1920 году создается Объединенный государственный театр, включавший азербайджанскую, русскую, армянскую драматические и оперные труппы. В 1922 году драматическая азербайджанская труппа театра была преобразована в академический драматический театр. В 1920 году создается русский сатир-агиттеатр, преобразованный в 1923 году в Бакинский рабочий театр. В театре ставились миниатюры, обозрения, пародия на злободневные общественно-политические и бытовые темы. Наряду с этим, в репертуар включались инсценировки произведений классической литературы («Шинель» по Н. В. Гоголю, «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде» по А. С. Пушкину, «Великий инквизитор» по Ф. М. Достоевскому, «Маска», «Аптекарша» по Чехову и др.)[14].
В 1921 году организован азербайджанский сатир-агиттеатр, на базе которого создается в 1925 году создан Бакинский азербайджанский рабоче-крестьянский театр, преобразованный в 1927 году в Бакинский тюркский рабочий театр. В 1928—1930 годах организован Азербайджанский театр юного зрителя им. М. Горького, а в 1938 году Азербайджанский театр музыкальной комедии.


В 1922 году на основе труппы Тифлисского азербайджанского театра был создан Тифлисский азербайджанский драматический театр имени М. Ф. Ахундова, просуществовавший до 1947 года[15]. В 1928 году азербайджанский театр был организован в Эривани — это был первый театр другого народа на территории Армении[16].



Азербайджанский музыкальный театр |





Ахмед Агдамский в роли Лейли. Опера «Лейли и Меджнун».


Популярность театра в народе и развитие азербайджанских народных инструментов способствовали формированию новой формы театрального искусства — музыкального театра. В 1897—1898 годах в Шуше и 1901—1902 годах в Баку были показаны одноактные сценические картины по поэмам «Лейли и Меджнун» Физули и «Фархад и Ширин» Навои. 12 января 1908 года в Баку была поставлена первая национальной опера У. Гаджибекова «Лейли и Меджнун». С этой даты берет своё начало история азербайджанского профессионального музыкального театра. Первоначально репертуар азербайджанского музыкального театра состоял из произведений У. Гаджибекова, создавшего в 1908—1913 годах оперы «Лейли и Меджнун», «Шейх Санан», «Рустам и Зохраб», «Шах Аббас и Хуршид Бану», а также музыкальные комедии «Муж и жена», «Не та, так эта», «Аршин мал алан». Вскоре репертуар музыкального театра обогатился произведениями Зульфугара Гаджибекова (опера «Ашик Гариб» и музыкальные комедии «Пятидесятилетний юноша», «Женатый холостяк»), оперой «Шах Исмаил» М. Магомаева, музыкальными комедиями «Молла Джаби» и «Вур-а-вур» М. М. Кязимовского, оперой «Сейфульмюльк» М. Амирова и др[12].



Современное положение |


10 марта отмечается Национальный день театра. В первый раз был отмечен 10 марта 2013 года согласно распоряжению президента Азербайджана.
На 2014 год в Азербайджане действует 26 государственных театров.[17]



Примечания |




  1. 123 Театральная энциклопедия. Азербайджанский театр Архивировано 9 марта 2011 года.:

    Истоки театрального искусства азербайджанского народа связаны с древнейшими народными празднествами и плясками.




  2. Театр Азербайджана:

    Театр Азербайджана происходит от древних азербайджанских народных празднеств и плясок.




  3. БСЭ. Азерб. ССР. Театр и кино. стр. 479


  4. Азербайджанский театр за 100 лет. А. А. Алиева. Азербайджанское государственное издательство. 1974 г.


  5. Новая интеллигенция <…> должна была пригласить массы войти в историю; и пригласительный билет необходимо было написать на понятном им языке Архивировано 15 октября 2007 года.


  6. Становление и развитие азербайджанского театра. Ингилаб Керимов 1991 г.


  7. Газета «Новое обозрение» 17 августа 1884 г.


  8. Газета «Новое обозрение» 16 августа 1894 г.


  9. Газета «Тарджумен» 10 сентября 1895 г.


  10. Газета «Новости дня» 8 сентября 1904 г.


  11. Алиева А. А. Азербайджанский театр за 100 лет. — Баку, 1974, с. 6


  12. 12 Азербайджанский театр Архивировано 9 марта 2011 года.


  13. Азербайджан. Культура


  14. Бакинский рабочий театр


  15. Тифлисский азербайджанский театр


  16. Б. Арутюнян. Армянский театр / Под ред. А. Анастасьева. — История советского драматического театра: 1926-1932: Наука, 1967. — Т. 3. — С. 343. — 616 с.

    Важным событием явилась организация в Ереване в 1928 году Азербайджанского театра — первого театра другого народа на территории Армении.




  17. Национальный день театра отметят в Баку




Источники |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проектыbackground:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты tdpadding:.25em 0;vertical-align:middle.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты tdpadding-left:.5em


  • Азербайджанский театр: взгляд в прошлое

  • Возникновение и развитие театрального искусства









Источник — https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Азербайджанский_театр&oldid=97866822










Навигация



























(RLQ=window.RLQ||[]).push(function()mw.config.set("wgPageParseReport":"limitreport":"cputime":"0.196","walltime":"0.270","ppvisitednodes":"value":1031,"limit":1000000,"ppgeneratednodes":"value":0,"limit":1500000,"postexpandincludesize":"value":13620,"limit":2097152,"templateargumentsize":"value":3074,"limit":2097152,"expansiondepth":"value":10,"limit":40,"expensivefunctioncount":"value":0,"limit":500,"unstrip-depth":"value":0,"limit":20,"unstrip-size":"value":9258,"limit":5000000,"entityaccesscount":"value":1,"limit":400,"timingprofile":["100.00% 196.673 1 -total"," 37.89% 74.515 1 Шаблон:Навигация"," 32.33% 63.590 1 Шаблон:Примечания"," 17.31% 34.035 1 Шаблон:Книга"," 16.31% 32.071 4 Шаблон:Wikidata"," 12.05% 23.701 1 Шаблон:Культура_Азербайджана"," 11.63% 22.870 5 Шаблон:Wikidata-link"," 10.58% 20.813 1 Шаблон:Навигационная_полоса"," 8.90% 17.500 1 Шаблон:Навигационная_таблица"," 3.22% 6.339 3 Шаблон:Webarchive"],"scribunto":"limitreport-timeusage":"value":"0.038","limit":"10.000","limitreport-memusage":"value":1934552,"limit":52428800,"cachereport":"origin":"mw1308","timestamp":"20190520181637","ttl":2592000,"transientcontent":false););"@context":"https://schema.org","@type":"Article","name":"u0410u0437u0435u0440u0431u0430u0439u0434u0436u0430u043du0441u043au0438u0439 u0442u0435u0430u0442u0440","url":"https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80","sameAs":"http://www.wikidata.org/entity/Q4058269","mainEntity":"http://www.wikidata.org/entity/Q4058269","author":"@type":"Organization","name":"Contributors to Wikimedia projects","publisher":"@type":"Organization","name":"u0424u043eu043du0434 u0412u0438u043au0438u043cu0435u0434u0438u0430","logo":"@type":"ImageObject","url":"https://www.wikimedia.org/static/images/wmf-hor-googpub.png","datePublished":"2011-01-29T20:57:52Z","dateModified":"2019-02-02T17:08:03Z","image":"https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5b/Arshin_mal_alan_artists._Azerbaijan_opera_and_balet_theatre.jpg"(RLQ=window.RLQ||[]).push(function()mw.config.set("wgBackendResponseTime":140,"wgHostname":"mw1258"););

Popular posts from this blog

Canceling a color specificationRandomly assigning color to Graphics3D objects?Default color for Filling in Mathematica 9Coloring specific elements of sets with a prime modified order in an array plotHow to pick a color differing significantly from the colors already in a given color list?Detection of the text colorColor numbers based on their valueCan color schemes for use with ColorData include opacity specification?My dynamic color schemes

Invision Community Contents History See also References External links Navigation menuProprietaryinvisioncommunity.comIPS Community ForumsIPS Community Forumsthis blog entry"License Changes, IP.Board 3.4, and the Future""Interview -- Matt Mecham of Ibforums""CEO Invision Power Board, Matt Mecham Is a Liar, Thief!"IPB License Explanation 1.3, 1.3.1, 2.0, and 2.1ArchivedSecurity Fixes, Updates And Enhancements For IPB 1.3.1Archived"New Demo Accounts - Invision Power Services"the original"New Default Skin"the original"Invision Power Board 3.0.0 and Applications Released"the original"Archived copy"the original"Perpetual licenses being done away with""Release Notes - Invision Power Services""Introducing: IPS Community Suite 4!"Invision Community Release Notes

199年 目錄 大件事 到箇年出世嗰人 到箇年死嗰人 節慶、風俗習慣 導覽選單