АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
479
1938; Гаджибеков У.. Основы азербайджанской народной музыки, Вану, 1945; Касимов К., Уаеир Гаджибеков, Баку. 1945; его же. Муслим Магомаев, Баку, 1948; Искусство Азербайджана, т. 1-2, Баку, 1949.
XVII. Театр и кино.
Театр А. происходит от древних азербайджанских народных празднеств и плясок. Элементы театральности сохранились во многих видах народного творчества А., в частности, в ряде детских игр («гизлянпач» - игра в прятки, «кесалдыгач» - игра в поло) и песен («кепэнэк» - мотылек, «бэ-нефшэ» - фиалка), в свадебных обрядах («нишан» - обручение, «дуахгапма» - снятие вуали с лица невесты, «той» - свадьба), в календарных празднествах («кэвсэдж» - показ готовности к зиме), в развлечениях скоморохов и фокусников. Из наиболее известных представлений азерб. народного театра (оюи и тамаша) следует отметить: «Килим-арасы» («Посреди ковра»), «Кечал-пехлеван» («Лысый богатырь»), «Джейран-ханум» («Госпожа Джейран»), «Марал-отону» («Оленья игра»), «Кафтаркос» («Гиена») и др. В отличие от народного театра в средние века (15-16 вв.) развился религиозно-мистериальный театр, отражавший в своих представлениях идеологию феодального общества.
Современный азерб. театр возник во второй половине 19 в. под благотворным влиянием русской культуры па основе комедий первого азербайджанского драматурга, видного мыслителя и философа Мирзы Фатали Ахундова (1812-78). Некоторые из его реалистических комедий были показаны на русском языке на любительских сценах С.-Петербурга (1851), Тбилиси (1852). Первые постановки комедий Мирзы Фатали Ахундова («Гаджи Кара» и «Визирь Ленкорапского ханства») на азербайджанском языке были осуществлены в марте 1873 в Баку при активном участии видных общественных деятелей Азербайджана - Гасаибека Меликова (Зардаби) и Наджафбека Везирова.
Живая связь работников азерб. театра с русскими театральными деятелями, систематическое посещение ими спектаклей московских и петербургских театров, широкое использование опыта и помощи гастролировавших в Баку русских театров и актеров помогли развитию азерб. театра. К концу 19 в. спектакли на азерб. языке ставились и в провинциальных городах А.: в Пухе, Шуше, Нахичевани, Гандже (ныне Кировабад) и др. Последователи ахундовской школы драматурги Наджаф-бек и Гашим-бек Везировы, И. Нариманов, Абду-рагим-бек Ахвердов, Д жал ил Мамед Кули-Заде, Сулейман Сани Ахундов, Узеир Гаджибеков и др. одновременно являлись и организаторами театральных постановок.
Дореволюционный репертуар азерб. театров строился гл. обр. на пьесах этих драматургов; он систематически обогащался также переводами произведений русских классиков (II. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого) и зап.-европ. классиков (Шекспира, Мольера) и был насыщен просветительными и демократическими идеями. Такие пьесы, как «Горе Фахраддина», «Разоренное гнездо», «Несчастный юноша», «Ага Мухаммед-шах Каджар», «Пери Джаду», «Герой времени», а также комедии «Из огня, да в полымя», «Имя есть, а самого нет», «Шамданбек», «Жадность», «Темнота» и др., вскрывали нравы феодального общества, гнет и деспотизм помещичье-капиталистич. строя.
Революция 1905 оказала огромное влияние па развитие азербайджанского театра. В нефтяных районах Баку вырастают рабочие драматические
кружки, а также полупрофессиональные труппы при театральных секциях, т. н. благотворительных обществ («Товарищество мусульманских драматических артистов», театральная труппа при газете «Такамюль» и т. д. В них работали актеры-самородки Джангир-Зейналов, Эльвенди, Аб. Вели, Мирза-Ага Алиев, Г. Араблипский, М. Мурадов, А. Рзаев, Агалар Герайбейли, Сидги Рухулла, Г. К. Сарабский (Рзаев) и др. Эти лучшие творческие силы азерб. сцены способствовали идейному росту азерб. театра демо-кратич. направления, верности этого театра принципам реализма и народности искусства. В начале 20 в. началось развитие азерб. оперного театра. Но дореволюционные азербайджанские театральные коллективы влачили жалкое существование: они не имели своего постоянного помещения, актеры находились в бесправном положении; женские роли исполнялись мужчинами, женщины были лишены возможности посещать театр.
Подлинного расцвета достиг азорб. театр лишь после победы Советской власти is Азербайджане. Претворяя в жизнь лепипско-сталиискую национальную политику, правительство Азерб. ССР национализировало все театры г. Баку, объединило разрозненные группы актеров, зачислило их на государственную службу, из года в год увеличивало отпуск средств на развитие национального искусства, открыло первое в истории азербайджанского народа театральное училище, выпустившее за годы своего существования много квалифицированных актеров и актрис. Новые пути открылись перед театром.
Наряду с произведениями классиков азерб. драматургии и лучшими русскими и зап.-европ. пьесами, осуществлялись постановки азербайджанских советских пьес. Своими пьесами «Октай эль оглы», «Айдын», «Невеста огня», «Ссвилы», «В 1905 году», «Алмас», «Яшар» талантливый драматург Джафар Джабарлы (1899-1934) дал родному театру высокохудожественные, идейно насыщенные произведения, положившие начало социалистич. реализму в азерб. драматургии. Сочетая национальную форму с социалистич. содержанием, Джафар Джабарлы широко отразил п своих пьесах пафос революционной борьбы и торжества социалистической революции в А. Революционная тематика, выражавшаяся в те годы в резкой критике цатриархально-феодалд-ных порядков и нравов, в борьбе за новый, советский быт, ярче всего нашла сценическое воплощение в «Сатирагиттеатре», рожденном социалистической революцией. Репертуар театра, состоявший, в основном, из небольших одноактных пьес, пропагандировал идеи пролетарского гуманизма н дружбы народов, советского патриотизма и преданности интеросам народа, резко критикуя наряду с этим старый быт.
Важным событием в развитии азерб. драматич. театра было участие его в 1930 в олимпиаде искусств народов СССР, проведенной в Москве, а также гастрольные поездки в Ленинград, Казань, Ташкент и др. города СССР. Эти поездки сблизили азербайджанский театр с театрами народов СССР, дали ему возможность расширить ц идейно углубить свой репертуар.
В последующее десятилетие (1935-45) на азерб. сцене наряду с советскими пьесами («Любовь Яровая» К. Тренева, «Платон Кречет» А. Корнейчука и др.), пьесами русских классиков («Па дне» М. Горького, «Бесприданница», «Гроза», «Без вины виноватые» А. II. Островского) и зап.-европ. классиков («Гамлет» и «Макбет» Шекспира, «Мачеха» Бальзака)
|
|