народного театраковра





<!--
Большая Советская Энциклопедия Второе издание
-->







window.onresize=page_resize;

document.body.onload = page_resize;
function getClientWidth()

return document.compatMode=='CSS1Compat' && !window.opera?document.documentElement.clientWidth:document.body.clientWidth;


function getClientHeight()

return document.compatMode=='CSS1Compat' && !window.opera?document.documentElement.clientHeight:document.body.clientHeight;


function page_resize()


//alert(document.getElementById('td_id').width);
if(document.getElementById('djvu_object') != null)

document.getElementById('td_id').height = getClientWidth()*0.71*1.8; //getClientHeight();

//alert( document.getElementById('td_id').height);

function f1()
if (document.getElementById('info').style.display =='none')
document.getElementById('info').style.display='block';
else
document.getElementById('info').style.display='none';


function find()
if (document.getElementById('find').style.display =='none')
document.getElementById('find').style.display='block';
else
document.getElementById('find').style.display='none';


function nav()

if (document.getElementById('nav').style.display =='none')
document.getElementById('nav').style.display='block';
document.getElementById('navk').src='img/question-2.gif';
else
document.getElementById('nav').style.display='none';
document.getElementById('navk').src='img/question-1.gif';




function men(mm)
if (document.getElementById(mm).style.display =='none')
document.getElementById(mm).style.display='block';
else
document.getElementById(mm).style.display='none';


function goto_page(page)

var loc = location.href;
var start_index = loc.indexOf('page=')+5;
if(start_index == -1)

location.href = location.href + "&page="+page;

end_index = start_index;
var replace_page ='';
var i = start_index ;

while ((i<loc.length) && (loc.charAt(i)!='&'))

replace_page = replace_page + loc.charAt(i++);


loc = loc.substring(0, start_index)+page+loc.substr(i );

location.href = loc;


function goto_type(type)

var loc = location.href;

var start_index = loc.indexOf('format=')+7;
if(start_index == -1)

location.href = location.href + "&format="+type;


var replace_page ='';
var i = start_index ;

while ((i<loc.length) && (loc.charAt(i)!='&'))

replace_page = replace_page + loc.charAt(i++);


loc = loc.substring(0, start_index)+type+loc.substr(i );

location.href = loc;



















Избранное
ЭБ Нефть
и Газ
Главная
Оглавление
Поиск +
Еще книги ...
Энциклопедия
Помощь

Для просмотра

необходимо:










<!-- -->












Книга:
Главная »

Вавилов С.И. Большая советская энциклопедия Том 01







Поиск по книге





Название: Большая советская энциклопедия Том 01

Aвтор: Вавилов С.И.


Год: 1949

УДК:

Инв. номер: 027954

Страниц: 732

 



<!--
-->










Навигация по книге

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732







djvu / html


 
















АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

479

1938; Гаджибеков У.. Основы азербайджанской народной музыки, Вану, 1945; Касимов К., Уаеир Гаджибеков, Баку. 1945; его же. Муслим Магомаев, Баку, 1948; Искусство Азербайджана, т. 1-2, Баку, 1949.

XVII. Театр и кино.

Театр А. происходит от древних азербайджанских народных празднеств и плясок. Элементы театральности сохранились во многих видах народного творчества А., в частности, в ряде детских игр («гизлянпач» - игра в прятки, «кесалдыгач» - игра в поло) и песен («кепэнэк» - мотылек, «бэ-нефшэ» - фиалка), в свадебных обрядах («нишан» - обручение, «дуахгапма» - снятие вуали с лица невесты, «той» - свадьба), в календарных празднествах («кэвсэдж» - показ готовности к зиме), в развлечениях скоморохов и фокусников. Из наиболее известных представлений азерб. народного театра (оюи и тамаша) следует отметить: «Килим-арасы» («Посреди ковра»), «Кечал-пехлеван» («Лысый богатырь»), «Джейран-ханум» («Госпожа Джейран»), «Марал-отону» («Оленья игра»), «Кафтаркос» («Гиена») и др. В отличие от народного театра в средние века (15-16 вв.) развился религиозно-мистериальный театр, отражавший в своих представлениях идеологию феодального общества.

Современный азерб. театр возник во второй половине 19 в. под благотворным влиянием русской культуры па основе комедий первого азербайджанского драматурга, видного мыслителя и философа Мирзы Фатали Ахундова (1812-78). Некоторые из его реалистических комедий были показаны на русском языке на любительских сценах С.-Петербурга (1851), Тбилиси (1852). Первые постановки комедий Мирзы Фатали Ахундова («Гаджи Кара» и «Визирь Ленкорапского ханства») на азербайджанском языке были осуществлены в марте 1873 в Баку при активном участии видных общественных деятелей Азербайджана - Гасаибека Меликова (Зардаби) и Наджафбека Везирова.

Живая связь работников азерб. театра с русскими театральными деятелями, систематическое посещение ими спектаклей московских и петербургских театров, широкое использование опыта и помощи гастролировавших в Баку русских театров и актеров помогли развитию азерб. театра. К концу 19 в. спектакли на азерб. языке ставились и в провинциальных городах А.: в Пухе, Шуше, Нахичевани, Гандже (ныне Кировабад) и др. Последователи ахундовской школы драматурги Наджаф-бек и Гашим-бек Везировы, И. Нариманов, Абду-рагим-бек Ахвердов, Д жал ил Мамед Кули-Заде, Сулейман Сани Ахундов, Узеир Гаджибеков и др. одновременно являлись и организаторами театральных постановок.

Дореволюционный репертуар азерб. театров строился гл. обр. на пьесах этих драматургов; он систематически обогащался также переводами произведений русских классиков (II. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого) и зап.-европ. классиков (Шекспира, Мольера) и был насыщен просветительными и демократическими идеями. Такие пьесы, как «Горе Фахраддина», «Разоренное гнездо», «Несчастный юноша», «Ага Мухаммед-шах Каджар», «Пери Джаду», «Герой времени», а также комедии «Из огня, да в полымя», «Имя есть, а самого нет», «Шамданбек», «Жадность», «Темнота» и др., вскрывали нравы феодального общества, гнет и деспотизм помещичье-капиталистич. строя.

Революция 1905 оказала огромное влияние па развитие азербайджанского театра. В нефтяных районах Баку вырастают рабочие драматические

кружки, а также полупрофессиональные труппы при театральных секциях, т. н. благотворительных обществ («Товарищество мусульманских драматических артистов», театральная труппа при газете «Такамюль» и т. д. В них работали актеры-самородки Джангир-Зейналов, Эльвенди, Аб. Вели, Мирза-Ага Алиев, Г. Араблипский, М. Мурадов, А. Рзаев, Агалар Герайбейли, Сидги Рухулла, Г. К. Сарабский (Рзаев) и др. Эти лучшие творческие силы азерб. сцены способствовали идейному росту азерб. театра демо-кратич. направления, верности этого театра принципам реализма и народности искусства. В начале 20 в. началось развитие азерб. оперного театра. Но дореволюционные азербайджанские театральные коллективы влачили жалкое существование: они не имели своего постоянного помещения, актеры находились в бесправном положении; женские роли исполнялись мужчинами, женщины были лишены возможности посещать театр.

Подлинного расцвета достиг азорб. театр лишь после победы Советской власти is Азербайджане. Претворяя в жизнь лепипско-сталиискую национальную политику, правительство Азерб. ССР национализировало все театры г. Баку, объединило разрозненные группы актеров, зачислило их на государственную службу, из года в год увеличивало отпуск средств на развитие национального искусства, открыло первое в истории азербайджанского народа театральное училище, выпустившее за годы своего существования много квалифицированных актеров и актрис. Новые пути открылись перед театром.

Наряду с произведениями классиков азерб. драматургии и лучшими русскими и зап.-европ. пьесами, осуществлялись постановки азербайджанских советских пьес. Своими пьесами «Октай эль оглы», «Айдын», «Невеста огня», «Ссвилы», «В 1905 году», «Алмас», «Яшар» талантливый драматург Джафар Джабарлы (1899-1934) дал родному театру высокохудожественные, идейно насыщенные произведения, положившие начало социалистич. реализму в азерб. драматургии. Сочетая национальную форму с социалистич. содержанием, Джафар Джабарлы широко отразил п своих пьесах пафос революционной борьбы и торжества социалистической революции в А. Революционная тематика, выражавшаяся в те годы в резкой критике цатриархально-феодалд-ных порядков и нравов, в борьбе за новый, советский быт, ярче всего нашла сценическое воплощение в «Сатирагиттеатре», рожденном социалистической революцией. Репертуар театра, состоявший, в основном, из небольших одноактных пьес, пропагандировал идеи пролетарского гуманизма н дружбы народов, советского патриотизма и преданности интеросам народа, резко критикуя наряду с этим старый быт.

Важным событием в развитии азерб. драматич. театра было участие его в 1930 в олимпиаде искусств народов СССР, проведенной в Москве, а также гастрольные поездки в Ленинград, Казань, Ташкент и др. города СССР. Эти поездки сблизили азербайджанский театр с театрами народов СССР, дали ему возможность расширить ц идейно углубить свой репертуар.

В последующее десятилетие (1935-45) на азерб. сцене наряду с советскими пьесами («Любовь Яровая» К. Тренева, «Платон Кречет» А. Корнейчука и др.), пьесами русских классиков («Па дне» М. Горького, «Бесприданница», «Гроза», «Без вины виноватые» А. II. Островского) и зап.-европ. классиков («Гамлет» и «Макбет» Шекспира, «Мачеха» Бальзака)







 


1




10




20




30




40




50




60




70




80




90




100




110




120




130




140




150




160




170




180




190




200




210




220




230




240




250




260




270




280




290




300




310




320




330




340




350




360




370




380




390




400




410




420




430




440




450




460




470




471




472




473




474




475




476




477




478



479





480




490




500




510




520




530




540




550




560




570




580




590




600




610




620




630




640




650




660




670




680




690




700




710




720




730













<!--
document.write("" сегодня' width="1" height="1"/>")//-->



Большая Советская Энциклопедия Второе издание

Popular posts from this blog

Canceling a color specificationRandomly assigning color to Graphics3D objects?Default color for Filling in Mathematica 9Coloring specific elements of sets with a prime modified order in an array plotHow to pick a color differing significantly from the colors already in a given color list?Detection of the text colorColor numbers based on their valueCan color schemes for use with ColorData include opacity specification?My dynamic color schemes

Invision Community Contents History See also References External links Navigation menuProprietaryinvisioncommunity.comIPS Community ForumsIPS Community Forumsthis blog entry"License Changes, IP.Board 3.4, and the Future""Interview -- Matt Mecham of Ibforums""CEO Invision Power Board, Matt Mecham Is a Liar, Thief!"IPB License Explanation 1.3, 1.3.1, 2.0, and 2.1ArchivedSecurity Fixes, Updates And Enhancements For IPB 1.3.1Archived"New Demo Accounts - Invision Power Services"the original"New Default Skin"the original"Invision Power Board 3.0.0 and Applications Released"the original"Archived copy"the original"Perpetual licenses being done away with""Release Notes - Invision Power Services""Introducing: IPS Community Suite 4!"Invision Community Release Notes

199年 目錄 大件事 到箇年出世嗰人 到箇年死嗰人 節慶、風俗習慣 導覽選單