Skip to main content

Фаланга (строй) Содержание История | Распространённые заблуждения | См. также | Примечания | Литература | Ссылки | Навигацияверсии4 правкиверсии4 правкиБлаватский В. Д. Дорийская фаланга и её происхождение // Материалы и исследования по археологии СССР. № 130. — С. 225—229.Зайков А. В. Периэки в структуре спартанского войска и вопрос о «гражданских морах»Римская СлаваА. К. Нефёдкин «Основные этапы формирования фаланги гоплитов: военный аспект проблемы»Александр Жмодиков «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФАЛАНГИ»Александр Жмодиков «ФАЛАНГА ПРОТИВ ФАЛАНГИ»Фаланга в боюЦезарь, «Записки о Галльской войне»: упоминание варварской фалангиGiant BombБольшая российскаяBritannica (онлайн)

ПехотаВиды боевого построенияФаланга


др.-греч.боевой порядокстройпехотыГрецииДревней МакедониигосударствДревнем РимеКарфагенешеренгварварских царствплемёнгаллыбелгигерманские племенавойскбоюотступленияфронтфлангиглубина строянатискуохватавоинский начальниккомандирнормойбитве при СелласииАнтигон ДосонВоеннослужащийбоевой линиирядоваргосцыФидонапри Гисияхпостроениясражениигосударствахдорийцевспартанцевтяжёловооружённой пехотегоплитылохибитведр.-греч.Мантинееглубинойбитве при Левктрахударный отрядколоннамидр.-греч.эномотиистратегЭпаминондФилиппом II Македонскиматакинаступлениидиадоховбитве при КиноскефалахлегионовимператорахпелтастыпращамидоспехигетайровАлександра МакедонскогоФилиппагетайрампельтастыманипулярный стройтеоретикамивоенного делаXIX векетактикуМонтекуколиополченцевнаёмникпикинёровландскнехтами












Фаланга (строй)




Материал из Википедии — свободной энциклопедии









Перейти к навигации
Перейти к поиску







Греческий боевой порядок — «линии фаланг».
Рисунок из статьи «История военного искусства»
(«Военная энциклопедия Сытина»; 1913 год)







Греческая фаланга.






Фалангиты в Македонском боевом порядке.
Рисунок из статьи «История военного искусства»
(«Военная энциклопедия Сытина»; 1913 год)




Фаланга (др.-греч. φάλαγξ) — боевой порядок (строй) пехоты в Греции, Древней Македонии, а также ряде других государств, в том числе Древнем Риме, Карфагене.



Строй представляет собой плотное построение воинов в несколько шеренг. Упоминание фаланги встречается также в отношении некоторых варварских царств и племён античности (в разной степени её использовали галлы и белги, возможно германские племена)[1], что говорит об универсальности идеи данного строя (зачастую античные греческие и римские авторы описывали словом «фаланга» любое организованное скопление войск противника, где наблюдалось образование шеренг, необязательно осознанное). Непосредственно в бою принимали участие только первые шеренги (в зависимости от длины используемых копий). Задние ряды служили в качестве резерва для немедленной замены раненых и убитых, а также оказывали на воинов из передних рядов физическое и моральное давление, удерживая их от отступления. Если бы не это, было бы выгодно удлинить фронт, чтобы охватить фланги противника, При этом более глубокая фаланга могла прорвать слабый центр соперника, не имеющий существенного резерва. Следовательно, в основе фаланги лежит два противоположных принципа: глубина строя, придающая мощь натиску, и ширина фронта, дающая возможность охвата. Решение о глубине построения воинский начальник (командир) принимал в зависимости от относительной численности войск и от характера местности. Глубина в 8 человек является, по-видимому, нормой, но также приходится слышать и о фаланге глубиной в 12 и даже в 25 человек: в битве при Селласии Антигон Досон успешно применил фалангу с удвоенной глубиной строя. Утверждалось: .mw-parser-output .ts-Цитата-containermargin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center.mw-parser-output .ts-Цитата-quotefont-style:italic.mw-parser-output .ts-Цитата-container citedisplay:block;float:right;font-style:normal.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuotewidth:30px;padding-right:10px.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuotevertical-align:top.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuotevertical-align:bottom.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFramepadding:0.25em 0 0





«Любая варварская народность и толпа легковооружённых людей бессильна перед правильно выстроенной и хорошо вооружённой фалангой[2]»

Военнослужащий воюющий (служащий) в составе фаланги назывался фалангит.




Содержание





  • 1 История


  • 2 Распространённые заблуждения


  • 3 См. также


  • 4 Примечания


  • 5 Литература


  • 6 Ссылки




История |




Эномотия


В значении тесно сомкнутой боевой линии слово фаланга встречается уже в Илиаде (VI, 6; XI, 90; XIX, 158), причём построение рядов было рассчитано на то, чтобы нападающие не могли их прорвать.


Впервые фалангу использовали аргосцы под командованием царя Фидона, разбившие спартанцев в 669 г. до н. э. при Гисиях[3].


Фаланги составлялись по народам, племенам, родам или семействам, распределение же воинов вглубь определялось их храбростью и силой. В историческую эпоху фаланга как форма построения войска в сражении встречается во всех греческих государствах до позднейшего времени; существенными её признаками служили плотное построение рядов и длинные копья. Строго выдержанный тип фаланги существовал у дорийцев, особенно у спартанцев, у которых вся сила войска заключалась в тяжёловооружённой пехоте (гоплиты); войско делилось на моры, лохи, пентекости и эномотии, но выстраивалось в битве фалангой (др.-греч. έπί φάλαγγος), состоявшей из различного числа рядов.


Так, в битве при Мантинее фаланга спартанцев была глубиной в 8 человек, причём фронт каждой эномотии состоял из четырёх человек; в битве при Левктрах глубина фаланги составляла 12 человек, а ударный отряд, прорвавший порядки спартанцев, был выстроен даже глубиной в 50 рядов. Если войско, выстроенное колоннами (др.-греч. έπί κέρως), должно было построиться фалангой, движение начиналось с задней эномотии, которая выдвигалась в направлении налево и выравнивалась в линию с предшествующей эномотией. Затем эти две эномотии выступали движением налево до уровня со следующей эномотией и так далее, пока все эномотии не выстраивались в одну линию и не образовывали фаланги. То же передвижение, только в обратном порядке, производилось, если надо было удвоить ряды.


Впервые фалангу усовершенствовал фиванский стратег Эпаминонд. При сражении в фаланге боец стремится поразить противника напротив и справа от себя (так как оружие держится в правой руке). Уклон вправо возникает ещё и потому, что каждый пехотинец стремится прикрыться дополнительно щитом соседа, поэтому часто левый фланг фаланги оказывался разгромлен, причём у обоих противников. Дальше оба победивших фланга сходились снова, зачастую уже с перевёрнутым фронтом. Эпаминод использовал это естественное устремление бойцов, тем, что свой левый фланг он строил на большую глубину, чем правый, и выдвигал его немного вперёд. Таким образом, его пехотинцы наступали на противника как бы под углом (косая фаланга).


Он же сумел задействовать в бою дополнительные ряды фаланги, увеличив тем самым её силу на 30…60 % при том же числе воинов. В обычной фаланге непосредственно в схватке могли участвовать только первые три ряда — первый, наносящий удары на высоте бедра, второй — на уровне груди, и третий — на уровне плеча. Фаланга Эпаминонда же могла задействовать четвёртый, а при хорошей выучке — даже и пятый ряд за счёт того, что воины этих рядов держали копья с левой стороны тела (также на различных уровнях по высоте), так что они действовали в разных плоскостях и не мешали друг другу. Сами копья должны были быть существенно длиннее, чем у первых двух рядов.


Построение фаланги было усовершенствовано Филиппом II Македонским (долгое время проживший заложником в Фивах и, видимо, хорошо знавший об идеях Эпаминонда), который выстраивал войско по 8—16 человек в глубину. При фаланге, состоявшей из 8 рядов, копья (сариссы) имели в длину около 5,5—6 метров (18 футов); копья переднего ряда выставлялись на 4—4,5 метра (14 футов) перед линией войска, копья заднего ряда доходили до уровня этой линии. При более глубоком построении и при уменьшении длины сариссы до 4,2 метра (14 футов) только первые пять рядов выставляли копья наружу вперёд; остальные воины держали их вкось над плечами своих передних товарищей. Преимуществом этого построения было то, что фаланга представляла непроницаемую массу в случае производившейся на неё атаки и, с другой стороны, тяжело обрушивалась на неприятеля при наступлении; недостаток же заключался в том, что фаланга была малоподвижна, не могла переменить фронт перед лицом неприятеля и была непригодна для рукопашных схваток.


Во времена диадохов качество уступило место количеству, что привело к сокрушительному поражению в битве при Киноскефалах в 197 году до н. э. от римских легионов в ходе Второй македонской войны.


У римлян построение фалангой практиковалось до введения манипулярного построения Марком Фурием Камиллом, а также при императорах в войнах с варварскими племенами.


Выделяют два основых типа фаланги:


  • Классическая — в одной руке большой круглый щит (гоплон), в другой копьё. Основу классической фаланги составляли гоплиты.

Сплочённые и тесные шеренги воинов (от 8 до 25 рядов). В фаланге невозможно было поменять место. Только если воин был ранен или убит, его место занимал сосед. Сражались только два первых ряда, а задние оказывали давление для усиления натиска и заменяли павших. Недостатком было отсутствие манёвренности и незащищенность сзади и с боков. Поэтому их прикрывали пелтасты и воины с пращами[4].



  • Македонская (эллинистическая) — длинное копьё (сариссу) из-за тяжести удерживают двумя руками, маленький щит закреплён на локте ремнём. Основу македонской фаланги составляли сариссофоры.

«Конная Фаланга» — иногда встречающееся (не являющееся научным, конные воины с копьями 1,5—2 метра облаченные в бронзовые доспехи), описательное название строя гетайров времён Александра Македонского и его отца Филиппа, в противовес более поздним гетайрам.



Распространённые заблуждения |


В первую очередь, не нужно слишком буквально воспринимать утверждения о том, что воины фаланги составляли «стену щитов», образовывая сплошной фронт шириной чуть ли не со всё поле боя. На самом деле в этом случае фаланга не смогла бы нормально маневрировать по полю боя, не говоря уже о каких либо перестроениях, о которых античные источники сообщают периодически. Можно считать надёжно установленным, что даже классическая греческая фаланга не образовывала сплошного фронта, а в зависимости от потребностей конкретной битвы делилась на части, между которыми оставались интервалы, что делало возможным наступление в правильном строю и даже более сложные манёвры. Эти же интервалы использовали аконтисты — метатели дротиков — и пельтасты, которые выбегали вперёд наступающей фаланги и забрасывали противников дротиками, а затем отступали за боевые порядки гоплитов. Монолитный строй гоплиты образовывали лишь непосредственно перед столкновением с противником. Римляне в дальнейшем развили эту систему, выработав ещё более гибкий манипулярный строй.


Распространённая теория о том, что в классической греческой фаланге копья были разной длины — короткие в первом ряду и постепенно удлинявшиеся к последнему ряду, была, на самом деле, придумана теоретиками военного дела в XIX веке (так понимали македонскую тактику Иоганн фон Нассау и Монтекуколи) и опровергнута археологическими находками. И даже в теории система копий разной длины противоречит как тогдашним принципам комплектования войска (состоявшей в основном из ополченцев, пришедших на войну со своим личным оружием), так и принципам взаимозаменяемости воинов в фаланге. Система с копьями разной длины требует более-менее постоянного войска, а воин с коротким копьём в такой системе не сможет полноценно заменить воина с длинным, и наоборот. В системе же с копьями постоянной длины для формирования полноценной фаланги достаточно потребовать, чтобы каждый ополченец (или наёмник) явился с копьём стандартной длины, после чего достаточно наиболее опытных и имеющих лучшие доспехи поставить в первый ряд.


Применительно к македонской и эллинистической фаланге данный вопрос является дискуссионным. В защиту истинности теории о разной длине копий в македонской фаланге говорилось о невозможности использования сарисс, длина которых достигала 4—6 метров, воинами первого ряда. Воин якобы не смог бы удерживать такое оружие (пусть и снабжённое противовесом) за один конец и прицельно наносить удары другим концом, а лишь только закрывал бы обзор бойцам задних рядов. Однако имеется множество описаний сражений позднего средневековья, в которых баталии пикинёров используют длинные пики (причём без противовесов) против пехоты, вооружённой аналогично. В труде Г. Дельбрюка «История военного искусства в рамках политической истории» ещё разделяется гипотеза о копьях разной длины в македонской фаланге, однако бой гасконцев с ландскнехтами описывается следующим образом:



«Когда гасконцы в том же сражении сшиблись с ландскнехтами, рассказывает Монлюк, то столкновение было так сильно, что первая шеренга с обеих сторон рухнула на землю (tous ceux des premiers rangs, soit du choc ou des coups, furent, portés à terre). Конечно, это не следует понимать вполне дословно. Но когда дальше говорится, что победу одержали вторая и третья шеренги, ибо задние потеснили их вперед (càr les derniers rangs les poussaient en avant), то такое описание соответствует всему тому, что про это передают другие источники. Надо думать, что при таком натиске сзади, когда люди сжаты плечом к плечу, люди первых шеренг должны бы проткнуть друг друга пиками; отчасти так и бывало, но так как именно первые ряды носили крепкую броню, то нередко пики ломались, или поднимались остриём в воздух, или же выскальзывали из рук солдат назад, несмотря на зарубки, которые имелись на древке, чтобы крепче их держать. Наконец, происходила давка, так что было почти невозможно пользоваться оружием.
С такой картиной боя мы не встречаемся в древности, ибо позднейшей македонской фаланге не приходилось сражаться с однородным противником.»




См. также |


Аналогичные построения:



  • Шилтрон — построение пехоты в круг, ощетинившийся копьями.


  • Баталия — построение пикинёров квадратом, образующее «лес пик».


  • Каре — построение квадратом, образующее «лес штыков», не дающий врагу сделать конный рейд в тыл войскам.


Примечания |




  1. «Но гер­ман­цы по сво­е­му обык­но­ве­нию быст­ро выстро­и­лись фалан­гой и при­ня­ли направ­лен­ные на них рим­ские мечи.»- Гай Юлий Цезарь, «Записки о Галльской войне», I.52


  2. Страбон, География, Кн.7:3:17


  3. Андреев Ю. В., Кошеленко Г. А., Кузищин В. И., Маринович Л. П. История Древней Греции / Кузищин В.И.. — М.: Высш. шк., 2001. — 399 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-06-003676-6.


  4. Б.Байер, У. Бирштайн и др. История человечества 2002 ISBN 5-17-012785-5




Литература |



  • Андреев Ю. В. Кто изобрел греческую фалангу? // Петербургский археологический вестник. — № 7. — СПб., 1993. — С. 36-42.

  • Блаватский В. Д. Дорийская фаланга и её происхождение // Материалы и исследования по археологии СССР. № 130. — С. 225—229.


  • Вэрри Джон. Войны античности. От греко-персидских войн до падения Рима / Пер. с англ. Т. Баракиной, А. Никитиной, Е. Никитиной, С. Самченко, Т. Сенькиной, А. Чеха. — М.: Эксмо, 2009. — 2-е изд. — 232 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-30727-2.


  • Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2005.


  • Догерти Мартин Дж. Искусство войны. 3000 год до н. э. — 500 год н. э. Иллюстрированная история / Пер. с англ. М. Борисова. — М.: Астрель; ОГИЗ, 2012. — 224 с.: ил. — ISBN 978-5-271-38006-8.


  • Елисеев М. Б. Римо-македонские войны. Легион против фаланги. — М.: Вече, 2016. — 416 с.: ил. — Серия «Всемирная история». — ISBN 978-5-4444-4926-4.


  • Зайков А. В. Периэки в структуре спартанского войска и вопрос о «гражданских морах» // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. 2015. № 4. С. 125—132.


  • Кащеев В. И. Эллинистический мир и Рим: Война, мир и дипломатия в 220—146 годах до н. э. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1993. — 374 с. — ISBN 5-87245-007-9.


  • Конноли Питер. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории / Пер. с англ. С. Лопуховой, А. С. Хромовой. — М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 320 с.: ил. — ISBN 5-04-005183-2.


  • Кузнецов В. Ф. Археологические данные о времени введения гоплитской фаланги в этрусских полисах // Вопросы археологии Приобья / Отв. ред. И. Н. Сосновкина. Тюмень, 1979. — С. 152—156.


  • Лаптенков В. В. Как сражалась древнегреческая фаланга // Вопросы истории. 1995. № 9. — С. 159—163.


  • Нефедкин А. К. Основные этапы формирования фаланги гоплитов: военный аспект проблемы // ВДИ. 2002. №. 1. — С. 87-96.


  • Нефедкин А. К. Изучение феномена фаланги в историографии новейшего времени // Мнемон. Вып. 3. СПб., 2004. — С. 453—464.]

  • Обнорский Н. П. Фаланга, форма построения войска // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  • Фуллер Джон. Военное искусство Александра Великого / Пер. с англ. Н. А. Поздняковой. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. — 350 с. — ISBN 5-9524-0606-8.


  • Шеппард Рут. Александр Македонский. Армия, походы, враги / Пер. с англ. А. Колина. — М.: Эксмо, 2010. — 256 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-39019-9.

  • Bauer. Die Kriegsaltertümer (1 ч. IV т. «Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft» Iw. Müller’a). Мюнхен, 1892.

  • Droysen. Heerwesen und Kriegführung der Griechen (во 2 ч. II т. Hermann’s, «Lehrbuch der Griechischen Antiquitäten»). Фрейбург, 1888, 1889.

  • Rüstow und Köchly. Geschichte des griechischen Kriegswesens. Aapay, 1852.


Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проектыwidth:19em;box-sizing:border-box;margin:0 0 .5em 1em;padding:.4em;background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;font-size:90%.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты-headermargin-bottom:.2em;padding:.2em .6em;font-size:110%.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты ul lidisplay:flex;padding:.2em .6em.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты ul li .imagemin-width:24px;display:inline-block;margin-right:.4em;flex:none;vertical-align:top;text-align:center.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты ul li .image imgvertical-align:middle.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты ul li .labelalign-self:center.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты ul li hrwidth:100%;margin:0@media(max-width:619px).mw-parser-output .ts-Родственные_проектыwidth:auto;margin-left:0;margin-right:0


  • Римская Слава Античное военное дело

  • А. К. Нефёдкин «Основные этапы формирования фаланги гоплитов: военный аспект проблемы»

  • Александр Жмодиков «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФАЛАНГИ»

  • Александр Жмодиков «ФАЛАНГА ПРОТИВ ФАЛАНГИ»


  • Фаланга в бою.

  • Цезарь, «Записки о Галльской войне»: упоминание варварской фаланги









Источник — https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Фаланга_(строй)&oldid=101572970













Навигация



























(RLQ=window.RLQ||[]).push(function()mw.config.set("wgPageParseReport":"limitreport":"cputime":"0.372","walltime":"0.542","ppvisitednodes":"value":1658,"limit":1000000,"ppgeneratednodes":"value":0,"limit":1500000,"postexpandincludesize":"value":26317,"limit":2097152,"templateargumentsize":"value":4359,"limit":2097152,"expansiondepth":"value":21,"limit":40,"expensivefunctioncount":"value":6,"limit":500,"unstrip-depth":"value":0,"limit":20,"unstrip-size":"value":4869,"limit":5000000,"entityaccesscount":"value":1,"limit":400,"timingprofile":["100.00% 456.804 1 -total"," 44.72% 204.268 1 Шаблон:Нет_источников_в_разделе"," 39.60% 180.900 1 Шаблон:Нет_ссылок"," 20.12% 91.903 1 Шаблон:Сортировка:_статьи_без_источников"," 15.63% 71.390 1 Шаблон:Сортировка:_по_типам"," 14.43% 65.934 1 Шаблон:Ambox"," 13.18% 60.219 1 Шаблон:Навигация"," 12.75% 58.231 1 Шаблон:Библиоинформация"," 12.64% 57.737 1 Шаблон:Примечания"," 11.88% 54.256 7 Шаблон:РМЗСОВД"],"scribunto":"limitreport-timeusage":"value":"0.147","limit":"10.000","limitreport-memusage":"value":3643174,"limit":52428800,"cachereport":"origin":"mw1327","timestamp":"20190908001325","ttl":2592000,"transientcontent":false););"@context":"https://schema.org","@type":"Article","name":"u0424u0430u043bu0430u043du0433u0430 (u0441u0442u0440u043eu0439)","url":"https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0_(%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9)","sameAs":"http://www.wikidata.org/entity/Q180335","mainEntity":"http://www.wikidata.org/entity/Q180335","author":"@type":"Organization","name":"Contributors to Wikimedia projects","publisher":"@type":"Organization","name":"u0424u043eu043du0434 u0412u0438u043au0438u043cu0435u0434u0438u0430","logo":"@type":"ImageObject","url":"https://www.wikimedia.org/static/images/wmf-hor-googpub.png","datePublished":"2006-02-06T19:06:31Z","dateModified":"2019-08-12T18:42:25Z","image":"https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ed/Greek_Phalanx.jpg","headline":"u0431u043eu0435u0432u043eu0439 u043fu043eu0440u044fu0434u043eu043a (u0441u0442u0440u043eu0439) u043fu0435u0445u043eu0442u044b u0432 u0414u0440u0435u0432u043du0435u0439 u041cu0430u043au0435u0434u043eu043du0438u0438, u0413u0440u0435u0446u0438u0438 u0438 u0440u044fu0434u0435 u0434u0440u0443u0433u0438u0445 u0433u043eu0441u0443u0434u0430u0440u0441u0442u0432"(RLQ=window.RLQ||[]).push(function()mw.config.set("wgBackendResponseTime":720,"wgHostname":"mw1327"););

Popular posts from this blog

Invision Community Contents History See also References External links Navigation menuProprietaryinvisioncommunity.comIPS Community ForumsIPS Community Forumsthis blog entry"License Changes, IP.Board 3.4, and the Future""Interview -- Matt Mecham of Ibforums""CEO Invision Power Board, Matt Mecham Is a Liar, Thief!"IPB License Explanation 1.3, 1.3.1, 2.0, and 2.1ArchivedSecurity Fixes, Updates And Enhancements For IPB 1.3.1Archived"New Demo Accounts - Invision Power Services"the original"New Default Skin"the original"Invision Power Board 3.0.0 and Applications Released"the original"Archived copy"the original"Perpetual licenses being done away with""Release Notes - Invision Power Services""Introducing: IPS Community Suite 4!"Invision Community Release Notes

Canceling a color specificationRandomly assigning color to Graphics3D objects?Default color for Filling in Mathematica 9Coloring specific elements of sets with a prime modified order in an array plotHow to pick a color differing significantly from the colors already in a given color list?Detection of the text colorColor numbers based on their valueCan color schemes for use with ColorData include opacity specification?My dynamic color schemes

Tom Holland Mục lục Đầu đời và giáo dục | Sự nghiệp | Cuộc sống cá nhân | Phim tham gia | Giải thưởng và đề cử | Chú thích | Liên kết ngoài | Trình đơn chuyển hướngProfile“Person Details for Thomas Stanley Holland, "England and Wales Birth Registration Index, 1837-2008" — FamilySearch.org”"Meet Tom Holland... the 16-year-old star of The Impossible""Schoolboy actor Tom Holland finds himself in Oscar contention for role in tsunami drama"“Naomi Watts on the Prince William and Harry's reaction to her film about the late Princess Diana”lưu trữ"Holland and Pflueger Are West End's Two New 'Billy Elliots'""I'm so envious of my son, the movie star! British writer Dominic Holland's spent 20 years trying to crack Hollywood - but he's been beaten to it by a very unlikely rival"“Richard and Margaret Povey of Jersey, Channel Islands, UK: Information about Thomas Stanley Holland”"Tom Holland to play Billy Elliot""New Billy Elliot leaving the garage"Billy Elliot the Musical - Tom Holland - Billy"A Tale of four Billys: Tom Holland""The Feel Good Factor""Thames Christian College schoolboys join Myleene Klass for The Feelgood Factor""Government launches £600,000 arts bursaries pilot""BILLY's Chapman, Holland, Gardner & Jackson-Keen Visit Prime Minister""Elton John 'blown away' by Billy Elliot fifth birthday" (video with John's interview and fragments of Holland's performance)"First News interviews Arrietty's Tom Holland"“33rd Critics' Circle Film Awards winners”“National Board of Review Current Awards”Bản gốc"Ron Howard Whaling Tale 'In The Heart Of The Sea' Casts Tom Holland"“'Spider-Man' Finds Tom Holland to Star as New Web-Slinger”lưu trữ“Captain America: Civil War (2016)”“Film Review: ‘Captain America: Civil War’”lưu trữ“‘Captain America: Civil War’ review: Choose your own avenger”lưu trữ“The Lost City of Z reviews”“Sony Pictures and Marvel Studios Find Their 'Spider-Man' Star and Director”“‘Mary Magdalene’, ‘Current War’ & ‘Wind River’ Get 2017 Release Dates From Weinstein”“Lionsgate Unleashing Daisy Ridley & Tom Holland Starrer ‘Chaos Walking’ In Cannes”“PTA's 'Master' Leads Chicago Film Critics Nominations, UPDATED: Houston and Indiana Critics Nominations”“Nominaciones Goya 2013 Telecinco Cinema – ENG”“Jameson Empire Film Awards: Martin Freeman wins best actor for performance in The Hobbit”“34th Annual Young Artist Awards”Bản gốc“Teen Choice Awards 2016—Captain America: Civil War Leads Second Wave of Nominations”“BAFTA Film Award Nominations: ‘La La Land’ Leads Race”“Saturn Awards Nominations 2017: 'Rogue One,' 'Walking Dead' Lead”Tom HollandTom HollandTom HollandTom Hollandmedia.gettyimages.comWorldCat Identities300279794no20130442900000 0004 0355 42791085670554170004732cb16706349t(data)XX5557367